История чая в японии - чайные мастера

«Чайные собрания» - так назывались популярные в прошлом чаепития, на них любили собираться  крестьяне и городские жители. Такие мероприятия, по сравнению с чайными состязаниями знати, отличались скромностью и молчаливостью. Сюко (Дзюко) Мурата, живший в 1422-1502 года, является прародителем чайной церемонии. Устраивая церемонии, он хотел дать возможность участникам сосредоточиться на себе и своем душевном состоянии, а также почувствовать всю сущность и красоту умения чаепития.

О биографии великого мастера известно очень мало, только то, что он проживал в городе Нара и имел пристрастие к чаю. Также до наших дней дошли сведения, что он множество раз принимал участие в собраниях, посвященных чаепитию, а также в чайных состязаниях в его родном городе, и что эти состязания даже носили название одноименное с городом – «в стиле Нара». Длительное время Мурата странствовал по стране Восходящего солнца, закончились его скитания в буддийском монастыре Дайтокудзи в Киото, в котором он остался и осваивал учение дзен под наставничеством знаменитого Иккю.

Благодаря Мурата, умение чаепития в Японии наполнилось эстетикой и мировоззрением дзен-буддизма. Он наставлял, что жесты, при помощи которых в чашу наливается горячая вода для чая, могут помочь «открыть и познать» Истину Будды. В своих проповедях он говорил, что не стоит относиться к чайной церемонии как к простому употреблению этого напитка, что благодаря чаепитию каждый может постичь философию искусства пить чай. Даже Будде ежедневно по утрам подавался чай, и только после – выпивался, что означает, что церемония чайная – это есть молитва, которая посвященная божеству, в ней желание познать Истину Будды.

Когда Мурата находился при дворе сегуна Ёсимасы Асикаги, то для проведения «чайного собрания» он использовал очень маленькую комнатку Додзинсай. Таким образом, он внес скромность и простоту в некогда богатые и пышные чаепития. Однако, по словам Н. И. Конрада, простота этих церемоний только внешне казалось простой, на самом же деле в них присутствовала изысканность, а внутренне ощущалась сложность. «Ирори» - открытый очаг, был установлен мастером в центре комнаты для чаепитий, а над очагом подвесил котел для кипячения воды. Для утвари, что использовалась в чаепитии, была отведена отдельная полка. Стоит отметить, что кроме китайской посуды здесь нашла применение и японская утварь. На стенах чайной комнаты красовались свитки, расписанные иероглифами. Каждую церемонию Мурата проводил самостоятельно, для него сам процесс чаепития представлялся шансом найти умиротворение и спокойствие в созданной тишине, отвлечься от земной суеты и тревог.

Последователем трудов Мураты является мастер Сёо Танэко (Дзео Такэно), который жил с 1502 по 1555 года. Танэко был сыном состоятельного человека, занимающегося дублением кожи. В 1525 году сторонник философии Мурата покинул родной город Сакаи, чтобы обустроиться в Киото  и продолжать распространять идею чайных встреч. Именно Танэко придумал и создал чайный домик «тясицу», где в дальнейшем были организованы чаепития. Этот домик напоминал селянское жилище с соломенной крышей. Такой внешний вид был выбран не зря, Танэко следовал принципам «ваби», на этом же основании был выбран размер здания, который был равен четырем с половиной «татами», что соответствует приблизительно 8 квадратным метрам.

Кроме китайских пиал и чашек, мастер Танэко добавил к церемонии керамическую посуду, выполненную японскими умельцами в местностях Бидзэн, Сэто и Сига. Согласно легендам, дошедшим до наших дней, Танэко собирал разнообразную чайную утварь. Кроме чайных чашек им было собрано много свитков «карамоно», функцией которых было украшать чайный домик во время чайной церемонии и настраивать участников на определенный лад. Со временем, Танэко совместно с принципами «ваби» начал добавлять и мирской характер в церемонии, чтобы данное мероприятие стало доступно не только аристократии, но и другим слоям населения.

Узнать подробнее о продукции и условиях сотрудничества
Введите код подтверждения